Интервью с Борисом Тоботрасом

В октябре в «Джете» начинается очередное обучение Java-программистов. ЦПР организует его для студентов последних курсов технических специальностей, аспирантов и тех, кто недавно получил заветный диплом. Набор в группу обучения уже идет полным ходом, но вы ещё успеете порекомендовать программу своим знакомым из числа молодых ИТ-дарований. А пока читайте наше интервью с Борисом Тоботрасом, техническим директором ЦПР. Он рассказал нам, чему бывалые эксперты научат будущих гуру Java, чем работа в интеграторе интереснее, чем на стороне вендора, и почему настоящий программист должен быть полной противоположностью Макса Фрая?

TOBOTRAS1.jpg

J.N.: Борис, мы знаем, что ЦПР уже в 4-й раз запускает обучающую программу. Расскажите, в чем ее преимущества перед стандартным поиском программистов на рынке?

Борис Тоботрас: Я не сказал бы, что этот способ лучше или легче, он просто другой. Мы набираем в команду специалистов с разным уровнем подготовки и компетенций и хотим, чтобы часть из них с самого начала своей карьеры росла в стенах «Джета». К созданию обучающей программы нас во многом подтолкнула специфика работы ЦПР. У нас всегда есть задачи, которые идеально подходят для Junior’ов. На них начинающие ЦПРовцы “прокачиваются”, набирают опыт и переходят к более сложным задачам, а их место занимают очередные новички. Таким образом, мы обеспечиваем преемственность поколений и «выращиваем» по-настоящему сильных программистов. Поэтому наша главная цель – найти подающих надежды студентов и после обучения взять их на работу.

J.N.: В чем отличие программы «образца» 2015 г. от курсов предыдущих лет?

Б.Т.: В этом году мы планируем поднять общую планку и исключить из курса азы программирования. Опыт прошлых лет показал, что тем, у кого уже есть опыт разработки, скучно начинать с нуля, и они быстро «отваливаются». Мы также решили сделать обучение более динамичным. Раньше оно длилось 8 с половиной недель, не всем нравилось учиться так долго. На этот раз мы наберем студентов, которые уже владеют одним из объектно-ориентированных языков, и за счет этого сократим курс до 2 с половиной (занятия на полный рабочий день) или 4 с половиной недель (обучение в офисе 2 раза в неделю по 8 часов + 25 часов самостоятельной работы). Это будет интенсивное и глубокое погружение в Java, требующее серьёзных ежедневных усилий, но зато никто не соскучится :). Конечно, курс по-прежнему подразумевает теоретическую часть, но теперь студенты сразу будут применять полученные знания на практике. Фактически работа над учебным проектом будет идти на протяжении всего обучения. Никаких «лирических отступлений» – вы приходите и сразу начинаете программировать.

J.N.: Расскажите подробнее, что подразумевается под учебным проектом?

Б.Т.: Это разработанное нами задание, над которым будет работать каждый участник обучения. Мы специально готовим проект так, чтобы в ходе его реализации студенты столкнулись со всем набором типовых проблем, которые встречаются при разработке реального софта. Это не только технологические нюансы (как установить связь между модулями системы, где и как хранить данные и др.), но и организационные вопросы: как найти общий язык с заказчиком, как грамотно выстроить работу в команде и т.д. Мы проиллюстрируем сложные аспекты разработки ПО живыми проблемами и научим студентов справляться с ними.

Успешно завершив обучение, выпускники сойдут «с корабля на бал»: те из них, кого мы пригласим на работу, сразу подключатся к реальным проектам «Джета».

J.N.: Будет ли учебный проект этого года отличаться от предыдущих?

Б.Т.: Безусловно. Раньше он включал только сore Java, в этот раз мы решили добавить к нему актуальные элементы web-программирования (разработку web-сервисов и т.д.) и др. Жизнь ведь не стоит на месте, и мы планируем максимально подготовить участников программы к работе в «полях».

Ещё одна интересная деталь: в этом году в программе будут постоянно задействованы кураторы – архитекторы ЦПР, которые потом «заберут» студентов с собой на проекты. До этого они подключались к обучению частично, на несколько неполных дней, чтобы поговорить со студентами и посмотреть, как в целом проходит курс. На этот раз они будут участвовать во всех занятиях, делиться опытом и заодно присматриваться к студентам. В будущем это поможет нам быстрее «встроить» выпускников в джетовский коллектив, кроме того, так мы поймем, кого из них к какому проекту можно подключить.

J.N.: Кто из джетовцев будет выступать в роли кураторов, и есть ли у вас на примете проекты, в которых будут участвовать выпускники?

Б.Т.: У нас есть порядка 10 архитекторов, мы задействуем тех, кто будет доступен. Пока планируется участие Дмитрия Фомина, Павла Романченко, Ивана Бодрова, Романа Кичасова, Руслана Маркелова, Антона Чикина и других ведущих экспертов ЦПР.

Что касается проектов, выпускников в принципе можно подключать ко всем текущим активностям: интеграционным проектам, разработке корпоративных ИС, продуктов для финансовых организаций и т.д. Несколько человек, скорее всего, возьмут в группу автоматизации тестирования (это очень перспективное направление для Java-разработчика), ещё 1–2 студента пойдут в ЦИБ.

Одна из главных особенностей «Джета» – огромный пул разнообразных проектов. Например, в прошлом году ЦПР закрыл порядка 60 активностей. Мы постоянно подключаемся к новым проектам и пресейлам, открываем для себя новые направления. Соответственно, нам нужны молодые специалисты с быстрыми мозгами, способные оперативно сориентироваться на незнакомой «территории» и, если необходимо, освоить новые языки программирования.

J.N.: Какие возможности профессионального роста будут у студентов в дальнейшем?

Б.Т.: Практически безграничные. По большому счету профессиональный рост измеряется в граблях, на которые человек успел наступить. Лучший способ в чем-то разобраться – столкнуться с проблемой «лоб в лоб». К счастью, для программистов в «Джете» есть огромное поле со всевозможными граблями, на которые можно постоянно наступать и узнавать что-то новое (смеется). По возможности мы стараемся применять в наших проектах наиболее перспективные современные решения. Так что у наших программистов всегда есть возможность поработать с последними трендами в сфере разработки ПО.

«На мой взгляд, работать у нас значительно интереснее , чем на стороне вендора. Производители занимаются одним или несколькими продуктами, а мы беремся за самые разные проекты. В этом есть свои минусы, но плюсов однозначно больше. Мы сталкиваемся с невероятно широким, постоянно меняющимся спектром технологий, а у вендора программист получает фиксированный стек, который вряд ли кардинально изменится в ближайшие 5–10 лет. В результате он становится экспертом только в одном направлении. В «Джете» за это время вырастет настоящий гуру, потому что он успеет “пропахать” вдоль и поперек в 10 раз больше разных технологий», – отметил Борис Тоботрас.

J.N.: Какими качествами должен обладать начинающий программист, чтобы ему было комфортно в «Джете»?

Б.Т.: Все как обычно – интроверт, очки и свитер (смеется). Само собой, в первую очередь нужны профессиональные навыки, особенно важно умение работать с абстрактными символами и понятиями. Ведь каждый программист, по сути, создает свои собственные миры. Он знает правила игры и работает с абстрактными «стройматериалами», из которых можно сделать все, что угодно. Только, в отличие от реальности, в этих мирах нет гравитации, а кирпич и бетон ничего не стоят :). Помните фильм Кристофера Нолана «Начало», в котором герои создавали сны? Мы делаем примерно то же самое, только в мире ИТ. Поэтому хороший программист должен уметь «манипулировать» абстракциями, а это получается далеко не у всех.

Помимо этого, у каждого специалиста должна быть «инженерная гордость». Свою работу нужно делать так, чтобы потом за нее не было стыдно. Само собой, перед нами периодически возникают ограничения. Например, иногда нужно работать очень быстро или не теми средствами, которыми нам хотелось бы. И даже с учетом этих нюансов нам важно, чтобы наши эксперты хорошо делали свое дело. Если нам приходится чем-то жертвовать, это всегда взвешенный и осознанный компромисс.

J.N.: Чем, на ваш взгляд, программисты отличаются от других «технарей»?

Б.Т.: Программирование – это типичная инженерная деятельность. Я не сказал бы, что для этого нужны особые качества, нужно просто быть хорошим инженером со всеми вытекающими. Вся «магия» нашей профессии – в предмете труда. Например, те, кто работает с металлом, на “выходе” получают реальную, осязаемую вещь. Главное отличие программистов в том, что их деятельность направлена на нематериальный предмет.

Чтобы понять, инженерный ли у вас склад ума, можно, к примеру, взять книгу Макса Фрая. Это типичный «тест»: хороший инженер сразу заметит, что в описываемом литературном мире нет инфраструктуры как таковой. Техника работает, дома строятся, но нигде нет карьеров, машиностроительных предприятий, ремонтных мастерских и др. Автор не придает этому большого значения. Это не инженерный подход, сразу видно, что пишет гуманитарий (смеется).

J.N.: Какие итоговые «напутствия» вы дали бы тем, кто собирается участвовать в обучении?

Б.Т.: Научитесь задавать вопросы. Это умение пригодится каждому, независимо от его профессии, а для программиста оно вообще жизненно необходимо. Получив новую задачу, начинающий специалист может уйти в работу с головой на месяц. А потом выяснится, что за это время он ничего толком не сделал, потому что ещё 3 недели назад уперся в стену и «бился» в нее головой вместо того, чтобы посоветоваться с коллегами. Это плохой признак – неумение задавать вопросы говорит о том, что человек может решать только строго определенные задачи. К нашим проектам, как правило, нужен гораздо более гибкий подход.

Чтобы стать хорошим программистом, нужно обладать широтой взглядов. Стараться обращать внимание не только на текущую задачу, но и на то, что ее окружает. Вопрос «что?» очень помогает, но для того, чтобы стать классным экспертом, нужно прибавить к нему «почему?» и «зачем?». Это поможет избежать многих проблем. Иногда правильные вопросы помогают вовремя понять, что нужно, к примеру, не «пилить», а «копать», чтобы достичь желаемого результата. Поэтому умение смотреть по сторонам всегда ценится, это один из ключевых моментов в работе программиста.

J.N.: И последний вопрос, сколько времени потребуется молодому специалисту, чтобы перейти в следующую «лигу»?

Б.Т.: Для того, чтобы стать Middle-разработчиком, новичку нужно около 2 с половиной лет. Это, конечно, относительная цифра, но примерно за это время можно реализовать себя в 2–3 проектах и набрать необходимый опыт.

Sivojelezova.jpg«Чем ценен ЦПР – он дает программисту богатый разнообразный опыт. Мы реализуем десятки проектов в год, работаем в разных отраслях рынка (телеком-операторы, банки, страховые компании, ритейлеры и др.) и выполняем уникальные задачи. Даже год работы в “Джете” – это существенный скачок для начинающего специалиста.

Наша программа стартовала в 2012 г., и сейчас ее уже можно назвать традиционной. Ежегодно к нам на предварительное тестирование приходят порядка 100 человек, из них около 25 участвуют в обучении, а 8–10 выпускникам мы делаем предложение о работе. Многие наши бывшие студенты уже несколько лет успешно работают в “Джете”. Наши курсы стали известными, люди постоянно звонят и спрашивают, когда в этом году начнутся занятия. На этот раз в “Джет” снова попадут лучшие студенты, и мы уверены, что они внесут свой вклад в дальнейшее развитие ЦПР». Елена Сивожелезова, менеджер по подбору и адаптации персонала

Fomin_D.jpg«Почему нам так интересна эта программа? Во многом, потому что нам важны не только профессиональные навыки будущих экспертов ЦПР, но и их умение разбираться в незнакомых технологиях, отраслях и т.д. В этом отношении все наши студенты очень перспективны. К тому же отбор специалистов через обычное собеседование – это, конечно, хорошо, но это максимум час-полтора живого общения. Мы не видим, как человек реально может работать и расти, как он ведет себя в команде. Вспоминается замечательный анекдот: “Какое у вас хорошее резюме, где вы учились? В московском резюмеписательном” :). В ходе обучения мы ставим студентов в условия, максимально приближенные к работе над реальным проектом, и можем оценить эффективность каждого. И дело не только в программировании, нужно уметь грамотно выстраивать коммуникации, анализировать ситуацию в целом. Успеха добиваются те, кто понимает, что происходит вокруг них. На примере учебного проекта студенты научатся работать в команде и поймут, что такое сроки, ограничения и заказчик, который не всегда может четко объяснить, чего он хочет. Наши эксперты поделятся с ними своим опытом, мыслями и проектными “байками”, чтобы дать им более полное представление о жизни в “Джете”.

В ЦПР сейчас работают около 10 “выпускников” нашей программы. Это довольно много – примерно 5% подразделения. Они могут похвастаться тем, что, даже не имея огромного опыта, за счет своих мозгов и умения быстро учиться смогли попасть в число тех, кого наши эксперты действительно хотят видеть в своей проектной команде». Дмитрий Фомин, начальник отдела разработки, ЦПР, куратор одной из прошлых программ

Вернуться к списку интервью